Биография
Родился 6 июня 1934 года в г. Джетыгдра Кустанайской области.
В 1952 году поступил, а в 1957 году успешно окончил радиотехнический факультет УПИ и получил диплом инженера по специальности «Радиотехника».
С 1957 по 1960 годы работал на производственном объединении «Вектор» инженером.
С 1960 по 1963 годы обучался в аспирантуре Московского энергетического института.
В 1963 после защиты кандидатской диссертации в совете Московского энергетического института пришел работать на кафедру радиопередающих устройств. На кафедре читает дисциплины «Антенны и устройства СВЧ», «Электродинамика и распространение радиоволн».
С 1969 по 2006 гг. заведующий кафедрой радиопередающих устройств (ныне кафедра «Высокочастотные средства радиосвязи и телевидения»).
В 1971 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Взаимодействие элементов в антенных и дифракционных решетках».
С 1971 по 1973 годы декан РТФ.
Старший преподаватель, доцент, профессор, доктор технических наук, действительный член академии инженерных наук России. Заслуженный деятель науки России.
Крупный специалист в области технической электродинамики, основатель и ведущий научный руководитель уральской школы специалистов в области теории и техники антенн. Его фундаментальные разработки связаны с решением проблем взаимодействия элементов в антенных и дифракционных решетках, математического моделирования нового класса излучателей электромагнитных волн, построенных на базе многослойных магнито-диэлектрических структур.
Основные направления научной деятельности: электродинамика слоистых структур, задачи дифракции и излучения электромагнитных волн, вопросы влияния излучения электромагнитных волн на человека.
Подготовлено 14 кандидатов наук, среди них два лауреата премии Ленинского комсомола в области науки, 3 доктора наук. Автор 181 научной статьи и 36 изобретений.
Награжден медалями «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда», знаками: «За отличные успехи в области высшего образования СССР», «Почетный радист», награжден дипломом и первой премией Минвуза СССР за лучшую научную работу в области радиотехники и радиофикации.
О Панченко Борисе Алексеевиче из воспоминаний выпускников:
Лучинин Александр Сергеевич, выпускник 1972г., сотрудник Радиофака с 1972г.
Полный текст воспоминаний: В 8 классе школы (1963 год) увлекся радиотехникой с подачи одного из старших школьных товарищей
Панченко Борис Алексеевич. Антенны и техника СВЧ. Лекции по антеннам – диктант. Читал интересно, содержательно, без лишних слов. Записывали, наверно, каждое слово. Если кто отвлекался, вызывал к доске и заставлял повторить.
Колодин Михаил Иванович, выпускник РТФ 1972 года
Полный текст воспоминаний: Для начала записался я в радиокружок дома пионеров, который находился на улице Мира
Курс Антенно-фидерных устройств у нас вел Борис Алексеевич Панченко. Его все побаивались. Был он немногословен и казался суровым и строгим преподавателем. Сдавал я ему курсовую работу по расчету антенны, состоящую из чертежа и пояснительной записки. Вначале Борис Алексеевич молча просмотрел мой чертеж, задал один вопрос и, не говоря ни слова, свернул лист ватмана пополам, еще пополам и еще два раза пополам и засунул его в стол. Все это выглядело очень сурово. Сердце мое затрепетало. Чертеж уже практически уничтожен, а пояснительная записка еще даже не удостоилась внимания. Я сидел, ни жив, ни мертв. Наконец дошла очередь и до моих расчетов. В расчетах обнаружилась ошибка. Мы поговорили об этом, я осознал свою неправоту и с трепетом ждал приговора. И, уф…, пронесло, получил зачет. Теперь я же не помню, может, была какая-то оценка, а не просто «Зачет». Главное, что все кончилось благополучно. Потом выяснилось, что все мои сотоварищи по защите испытали похожие ощущения. Как впоследствии выяснилось, в обычной жизни Панченко был вполне приятны человеком, но это я узнал только после окончания института.
Добрынин Олег Иванович, выпускник 1972г.
Полный текст воспоминаний: Еще в седьмом классе начал увлекаться радиотехникой
Из преподавателей РТФ, обучавших нас различным наукам, я бы выделил, прежде всего, Бориса Алексеевича Панченко. Его курс лекций по антенно-фидерным устройствам был идеально сформулирован, методически безупречно отточен, математически выверен. Несмотря на всю сложность этой науки, готовиться к экзаменам по его лекциям было достаточно просто. И хотя в процессе своей трудовой деятельности мне не слишком много приходилось заниматься антеннами, я хранил конспект его лекций лет 30 и периодически их просматривал. Иногда за время работы мне и самому приходилось обучать сотрудников предприятия, при этом примером идеального лектора мне всегда служил Борис Алексеевич.
Антонов Николай Анатольевич, выпускник РТФ 1972 г.
Полный текст воспоминаний: http://радиофак.рф/563/antonov-nikolaj-anatoljevich_vypusknik-1972-goda/
Но идеалом преподавателя для меня и многих моих однокашников был и остается Борис Алексеевич Панченко.
Вспоминается наша первая встреча. На организационном собрании группы в одну из аудиторий старого радиофака стремительно влетел человек в отличном костюме, белоснежной рубашке с модным галстуком, с портфелем, из которого торчала ручка ракетки для диковинной тогда заморской игры лаун-теннис. Он представился, сказал, что будет куратором нашей группы, познакомился со всеми, решили организационные вопросы. Мы были очень рады, что наш «классный руководитель» такой классный. Борис Алексеевич постоянно интересовался делами в группе, посещаемостью, успеваемостью, регулярно общался со старостой, был в курсе событий и контролировал ситуацию.
Позже он читал нам курс лекций по антенно-фидерным устройствам. Многое было непонятно, но чрезвычайно интересно. Его лекции старались не пропускать, т.к. уже тогда было ясно, что такого объема информации и в таком изложении в учебниках трудно найти.
Большое значение имеет личность преподавателя. Что выделяло Б.А. Панченко среди других, безусловно достойных сотрудников РТФ это — глубочайшие знания и эрудиция, безупречный стиль и исключительная корректность в общении с коллегами и студентами – эти качества вызывали глубокое уважение и были для нас примером.
Так случилось, что один из наших товарищей не мог сдать экзамен по радиоавтоматике. Вопрос стоял об отчислении и была создана комиссия. Парень вызубрил предмет, но при виде преподавателя «впадал в ступор» и не мог ответить на вопросы. Б.А. Панченко сумел отстоять нашего друга. Он не был добреньким, бывал требователен и строг, но в то же время понимал, что одним росчерком пера можно сломать человеку жизнь… Наш друг закончил РТФ, отслужил 2 года и потом успешно работал на оборонном заводе.
В 1971 году Борис Алексеевич, совершенно неожиданно для меня, предложил пройти преддипломную практику и выполнить дипломную работу на кафедре РПУ по закрытой хоздоговорной тематике. Я с радостью согласился, т.к. на кафедре уже стажировались мои друзья студенты Олег Клепиков и Феликс Эмдин. Руководителем дипломного проекта у меня был отличный специалист и замечательный человек Евгений Моисеевич Кац. У каждого дипломника был свой узел. По соображениям секретности характер задания не раскрывался, но судя по жестким ограничениям по весу, габаритам, температурному режиму и др. прибор должен был летать. Панченко был автором и координатором проекта. Он приглашал нас, вчерашних мальчишек на производственные совещания, где мы вместе с Х.Н. Гайнановым, Е.М. Кацем и др. сотрудниками кафедры, занятыми в проекте, участвовали в обсуждении хода работ, выявлении недостатков, уточнении сроков выполнения задания. Это был неоценимый опыт сетевого планирования, постановки задачи, способов ее реализации, оптимизации затрат, персональной и коллективной ответственности. Общими усилиями задание было успешно выполнено, а мы получили дипломы и путевку в самостоятельную жизнь.
Б.А. Панченко прирожденный лидер. Первый КТН, первый доктор технических наук, первый, кто преподавал за рубежом… Он всегда прокладывал дорогу идущим вслед!